Экскурсия в Лихтенштейн. Телефонные разговоры с господином бароном.

Тому, кто хоть раз бывал в Лихтенштейне, знакомо имя барона Эдуарда Фальц-Фейна. Основавший туристический бизнес Лихтенштейна и сделавший эту маленькую страну известной во всем мире, наш соотечественник, наследник традиций двух великих российских фамилий: Фальц-Фейнов, создавших знаменитый заповедник Аскания-Нова, и Епанчиных, на протяжении столетий бывших адмиралами и генералами России, проживает здесь, в небольшом особняке, названным им также Аскания-Нова в память о великих родственниках.

В детстве увезенный родителями от революции из Петрограда, росший в Германии и Франции, основавший многомиллионный бизнес, почти всю прибыль, от которого он потратил на возвращение в Россию художественных ценностей, проданных большевиками. Знаменитый вело- и автогонщик, чемпион Франции, до глубокой старости гонявший на спортивных машинах по автобанам Швейцарии, пока тамошняя полиция не отобрала у него водительские права за постоянное превышение скорости. Близкий друг Юлиана Семенова, которого он финансировал в его работе по возвращению произведений искусств в Россию и Федора Федоровича Шаляпина, вернувший прах его отца  на Родину. Человек, ухаживавший за заброшенными русскими могилами в Европе и восстанавливающий православные храмы в России и Украине, за что награжден высшими орденами обеих стран. В общем, фигура неординарная, настоящий русский дворянин, с внешностью голливудского красавца.

Говорят, в те времена, когда русские в Швейцарии были редкостью, дверь его дома была для них постоянно открыта. Сейчас, в силу возраста, от дел он отошел, передал свой магазин в другие руки и из дома не выходит. Но с удовольствием общается с русскими гостями Лихтенштейна по телефону. По роду своей деятельности (организация экскурсий для русских туристов), я часто бываю в Вадуце и всегда завожу своих клиентов в его магазин для покупки сувениров. В один из таких дней я поинтересовался у русскоязычной продавщицы о здоровье господина барона и услышал в ответ: «А позвоните ему сами, он будет рад.». Продавщица набрала мне номер, и на втором звонке барон снял трубку. «Здравствуйте, — сказал я, — меня зовут Евгений, я из Петербурга, и хочу выразить Вам свое почтение и благодарность за то, что вы делаете для России.» Первым делом барон поинтересовался, знакомы-ли мы, и, услышав, что нет, сразу начал рассказывать мне историю своей жизни и ругать коммунистов. «Сейчас у меня болят ножки, я лежу в кроватке и не спускаюсь вниз, а раньше я часто бывал в России и Петербурге». Вниз — это в Вадуц, сам барон был пожалован герцогом Лихтенштейна землей возле герцогского замка и построил там виллу, которая называется Аскания-Нова. Конечно, своими орденами и заслугами он не хвастался, но о своих поездках и возвращенных им ценностях он был готов говорить долго. О своих петербуржских впечатлениях он сказал только то, что там их семью чуть не арестовали «красные матросы», видимо, это было одно из основных воспоминаний его детства — «Но тогда он назывался Петроград». На вопрос о самочувствии не без юмора ответил » Голова работает хорошо, а остальное никак». Сетовал, что книга о его жизни вышла маленьким тиражом и больше не переиздавалась, а то «он бы с удовольствием вручил мне экземпляр». 

В общем, несмотря на болезни и возраст (в том году ему исполнилось 97), общаться с ним одно удовольствие. Сам он, кстати, немного кокетничает, и несколько раз повторял, что ему уже «под девяносто», убавив себе десяток лет. Насладившись разговором, я пообещал ему звонить, и с тех пор, посещая Лихтенштейн, каждый раз прошу набрать его номер, с удовольствием слушая немного дребезжащий тенор — «Евгений, это ти».

P.S. Статья была написана несколько лет назад, сейчас господину барону уже 102 , он по-прежнему охотно разговаривает с русскими посетителями своего бывшего магазина, только устает быстро. За эти годы я дважды побывал со своими туристами у него в гостях, и насладился личными беседами. А книга о его жизни переиздана большим тиражом, продается в магазине с личным автографом и печатью барона, и называется «Жизнь русского аристократа».